Занятие II. Закрепощение свободного крестьянства во Франкском королевстве.

Учебные вопросы:

1. Характеристика источников.

2. Социально-экономические и политические предпосылки закрепощения свободного крестьянства.

3. Основные пути попадания крестьян в поземельную и личную зависимость.

4. Отношение королевской власти к процессу разорения крестьянства.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о причинах закрепощения крестьянства; о социальной структуре франкского общества в VII – IX веках; об экономическом развитии Франкского королевства в рассматриваемый период

знать основные методы закрепощения свободного крестьянства;

уметь анализировать и выделять противоречия в королевской политике по отношению крестьянству;

владеть навыками анализа исторических источников;

Методические рекомендации по изучению темы

При характеристике источников студент должен дать критику источников, используя специальную литературу: уточнить время и происхождение информации, отнести источник к той или ной группе письменных источников, пояснить термины, встречающиеся в источниках.

При ответе на второй вопрос студент должен обратить внимание права и обязанности свободных земледельцев у франков, на климатические и экономические условия хозяйствования, государственную политику.

Рассматривая вопрос о путях закрепощения крестьян необходимо выяснить основные виды прекариев и их роль в процессе феодализации. Следует также рассмотреть кабалу, коммендацию, иммунитет. Необходимо выяснить значение бенефициальной реформы Карла Мартелла. Студент должен уделить внимание и социальному происхождению зависимого крестьянства.

При ответе на последний вопрос следует проанализировать политику королевской власти в отношении крестьянства, выявить ее двойственность и объяснить причины этого явления.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Сидоров А.И. Людовик Благочестивый. //Вопросы истории. 2000. № 1. С. 146 – 151.

2. Сидоров, А.И. Организация власти во Франкском королевстве в VIII-IX вв.// Средние века. – 2003. - Вып. 64. - С. 3-34.

3. Арзаканянц, М.Ц. История Франции: учебник для вузов. – М., 2005. – С. 15 – 35.

4. Всемирная история. В 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. - Мн., 2000. – С. 331 - 334.

5. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 115 – 126.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 4.

2. Изучить источники по теме семинарского занятия: Формулы, грамоты, постановления синода (VIII—IX вв.) // Хрестоматий по истории средних веков: в 3 т. / ред. С.Д. Сказкина. - М., 1961. - Т. 1; Из капитуляриев (VIII – IX вв.) // Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе: Учебно-методич. Пособие. - М., 1979.



Контрольные вопросы:

1. В результате чего крестьяне теряли собственность на землю?

2. в чем выразился аграрный переворот, произошедший к концу VIII – началу IX века?

3. Что такое прекарий и каковы его виды?

4. Каковы причины коммендации?

5. Каковы последствия закабаления?

6. К чему привела бенефициальная реформа?

7. Что такое иммунитет?

8. Почему короли проводили непоследовательную политику в отношении крестьян?

Тест:

1. Книга с копиями грамот – это:

а) формулярий; б) полиптик; в) диплом; г) картулярий.

2. Вступление под покровительство – это:

а) коммендация; б) коммутация; в) вассалитет; г) иммунитет.

3.. Капитулярий – это:

а) королевское законодательство династии Каролингов б) запись обычаев франков в) сборник указов последних императоров Западной Римской империи г) книга с образцами заполнения грамот.

4. Бенефиций – это:

а) освобождение рыцаря от обязанности нести военную службу б) королевская милость в) земля, предоставляемая за военную службу на определенный срок г) территория, освобожденная из-под фискальной власти короля.

5. Какого вида прекариев не существовало:

а) данный; б) возвращенный; в) с обременением; г) с вознаграждением.

6. Условное земельное держание безземельного или малоземельного человека по письменной просьбе:

а) пекулий; б) бенефиций; в) прекарий; г) феод.

7. Крестьянин должен был раз в год доставлять господину яйца, виноград, лен и др. Такой вид ренты называется:

а) натуральный оброк; б) барщина; в) церковная десятина; г) ценз.

8. Какой акт свидетельствует о зарождении частной собственности на землю:

а) Кьерсийский капитулярий; б) Мерсенский капитулярий; в) эдикт короля Хильперика; г) Капитулярий о поместьях Карла Великого.



9. В чем значение бенефициальной реформы:

а) способствовала дальнейшему развитию феодальных отношений; б) способствовала феодальной раздробленности; в) способствовала усилению церкви; г) способствовала укреплению личной власти короля.

10. При каком представителе династии Каролингов произошла бенефициальная реформа:

а) Пипин Короткий; б) Карл Мартелл; в) Карл Великий; г) Пипин Геристальский.


znachit-nit-dnk-eto-nekoe-hranilishe-informacii-i-kodov-dlya-dostupa-v-drugie-izmereniya.html
znachit-pri-umnozhenii-lyubogo-chisla-na-edinicu-budet-samo-chislo.html
    PR.RU™