Юмор как отражение попыток смягчить переживание фрустрации, связанной с предъявлением проблем

и жалоб, обнаружением собственной несостоятельности или социально осуждаемых качеств личности

Уже в рамках начального этапа арт-терапевтической программы участники группы предпринимают попытки знакомства и осто-рожного обозначения своих проблем. В силу вышеназванных осо-бенностей контингента необходимость что-то говорить о себе

в группе, предъявлять публично свои проблемы и жалобы час-то вызывает большие трудности. Многие пациенты испытыва-ют страх соприкосновения со своими проблемными пережива-ниями. Как пишет в анкете обратной связи один из участников, «с первых занятий меня охватывал страх… Я думал, что хотят влезть и разузнать мои личные проблемы (может быть, назову их секретами). С первых занятий я был напряжен, как струна, которая может порваться…» (М.).

Так, в рамках уже первого группового занятия после предо-ставления участникам основной информации об особенностях планируемой работы, их высказываний по поводу услышанного и вопросов, им предлагается совершить ритуал знакомства. Са-мопрезентация и знакомство участников может осуществлять-ся разными способами. Если инициативу на себя никто взять не решается, то ведущий обычно предлагает поочередное пред-



ставление каждого по кругу или в случайном порядке, «по мере готовности». Пациенты должны рассказать о себе то, что сами сочтут нужным, а также назвать, что бы они хотели получить для себя от участия в группе и вообще от лечения в госпитале. Может также иметь место упоминание о некоторых аспектах своей биографии и перечисление проблем со здоровьем сомати-ческого или эмоционального плана (например, частые головные боли, раздражительность, несдержанность, тревожность и т. д.).

Уже на этом занятии или на одном из последующих после ритуала знакомства может последовать выполнение изобрази-тельной работы, отражающей восприятие участниками группы своих проблем и жалоб. Часто создаются рисунки, окрашенные различными оттенками юмора, иронии и сарказма. Участники группы как бы подшучивают таким образом над собой. Перено-ся на рисунок проблемные, болезненные аспекты своего опыта

и при этом окружая образ «аурой» юмора, они нередко отделя-ют их от своей личности и начинают смотреть на них со сторо-ны. Тревожно-дефензивная позиция пациентов благодаря этому смягчается, достигается состояние большего эмоционального комфорта. Так, пациент С. изобразил свою головную боль: мо-лот ударяет по голове некий гротескный персонаж. При этом его сходство с автором рисунка состоит лишь в изображении воен-ной формы (рисунок 30).



Пациент В. иронически представил свою проблему – перепол-няющие его время от времени тяжелые переживания и дисфори-

Рис. 30. Рисунок С. Головная боль



Рис. 31.Рисунок В. Тяжелые переживания, несущие угрозу авторуи окружающим

ческие реакции, которые он пытается обуздать, но это удается ему лишь отчасти. От подобных состояний страдает не только он сам, но и его близкие (рисунок 31).

Пациент А. изобразил характерную для себя эмоциональную несдержанность, запечатлел вспышки гнева в виде гротескного портрета (рисунок 32). Он гиперболизировал некоторые выра-

Рис. 32.Рисунок А. Характерное для автора состояние аффекта



зительные детали. Автору удалось избежать буквального сходст-ва с собой (диссоциация) и в то же время убедительно выразить и осмеять присущий ему способ отреагирования аффекта.


z-razvitie-intonacionnoj-virazitelnosti-rechi.html
z-testi-o-ravenstve-srednih-znachenij-viborok-s-izvestnimi-dispersiyami.html
    PR.RU™