Юлиан Флавий Клавдий (Отступник)

Констанций сын Константина построил [когда-то] для него корабль, собираясь везти его в родной Константинополь, но успел только привезти в Александрию, т.к. умер.

Юлиан Отступник написал письмо алесандрийцам с просьбой забрать его в Константинополь, но не успел, т.к. умер.

О вывозе египетского обелиска из Александрии в Константинополь (Письмо к александрийцам, 443b)

Слышу я, что у вас есть каменный обелиск порядочной высоты, но лежит он, брошенный на побережье, как что-либо из самых негодных вещей. Блаженный Констанций построил [когда-то] для него корабль, собираясь везти его в мой родной Константинополь. Когда же, по воле богов, пришлось ему отбыть оттуда в иной путь, решенный судьбой, город теперь требует у меня его в дар. А это ведь мой родной город, более близкий мне, чем ему: в нем я родился, в нем вырос и не могу не быть ему благодарным. Вместе с тем, так как и вас я люблю я не меньше родины, я разрешаю поставить и у вас медную статую, недавно сооруженную. Это — статуя колоссальной величины. Поставьте ее, и у вас будет вместо каменного памятника медный: статуя, изображающая человека, которого вы, по вашим словам, любите, вместо трехгранного камня с египетскими надписями. А то, что некоторые, как слышно, из почтения сидят у верхушки его, особенно убеждает меня в необходимости, по причине этого суеверия, увезти его оттуда. Ведь те, кто видит людей, спящих там среди множества грязи и всякого (соответственно месту) непотребства, не верят в святость этого камня и, из-за проявляемого людьми суеверного почтения к нему, теряют веру в богов. Вот почему вам в большей мере следует помочь мне и послать его в мой город, весьма гостеприимно встречающий вас всякий раз, как вы плывете в Понт, и содействовать украшению его, как вы содействуете снабжению. Во всяком случае вам будет приятно, чтобы и у них было что-то ваше, на что, подплывая к городу, вы с радостью будете смотреть.

Дион Кассий.

Римская история

ЭПИТOМА КНИГИ LXII (LXIII)

21(1) Завершив эти торжества, он объявил о проведении цирковых игр, принес в цирк свои венки, как упомянутые выше, так и другие, полученные им за победы в состязаниях на колесницах, и поместил их вокруг египетского обелиска271. Всего их было одна тысяча восемьсот восемь272. После этого он принял участие в ристаниях в качестве возничего. (2) К нему тогда подошел некий Ларций, лидиец, и предложил двести пятьдесят тысяч [денариев] за то, что он [лично для него] сыграет на кифаре. Однако Нерон денег не взял, считая ниже своего достоинства делать что-либо за плату (впрочем, эту сумму забрал
Тигеллин в качестве цены за непредание Ларция смерти); тем не менее он появился в театре и не только пел под кифару, но и играл в трагедии, а уж в конных ристаниях он вообще не упускал случая поучаствовать. Иногда он добровольно позволял даже победить себя273



Тертулиан

О здоровье

Глава 8

Станем следовать предположенной нами цели. Взглянем на места, где зрелища сии представляются. Цирк в особенности посвящен Солнцу. Посреди его воздвигнут ему храм, и лучезарный образ его сияет на вершине храма. Подивитесь сему устройству. Благочестивые сии идолопоклонники вздумали, что не должно помещать под темнотою крова то божество, которое видят они вседневно блестящим над своею головою. Уверяя, что «Цирцея первая учредила зрелища в честь мощного отца своего Солнца», они мечтают, что она же и цирку дала имя свое. Да и подлинно знаменитая сия волшебница оказала достаточные услуги тем, чья она жрица, я хочу сказать, демонам и их служителям. Посмотрите, сколько идолопоклонств являет одно сие место: сколько украшений в цирке, столько и храмов богохульных. Здесь овальные фигуры: они посвящены Кастору и Поллуксу со стороны тех, которые безумно верят, что Юпитер, превратясь в лебедя, был отцом сих двух близнецов, и что они вылупились из яйца. Там дельфины, посвященные Нептуну. С другой стороны возвышаются огромные колонны, поддерживающие статуи: колонны или сессинийские, так названные по имени богини над посевами, или мессиенские от имени богини над жатвою, или тутелийские от богини, пекущейся о плодах. Перед сими колоннами стоят три жертвенника, посвященные трем божествам, и именно: великим, могущественным и добрым. Язычники полагают, что божества сии те самые, которые пришли из Самофракии.



Величайший и славный обелиск, по сказанию Герматела, посвящен или лучше сказать выставлен на позор Солнцу. Иероглифы, на нем начертанные, как некие таинства, достаточно свидетельствуют, что это не иное что, как суеверие египтян. Сие собрание демонов могло бы исчахнуть без своего праотца; а потому оно и председит над огромным бассейном, именуемым Еврипою.

Консус, как уже я сказал, пребывает скрытым под землею по близости Термов. Тут еще не все: рубежи мурцийские также получили имя свое от идола, потому что богиня Мурция почитается язычниками за богиню любви. Почему благочестивые люди сии и не упустили воздвигнуть ей храм на сем месте. – Посмотрите верные ученики Иисуса Христа, каким множеством позорных имен наполнен цирк! Да будет далека от вас религия, в которой председят все демоны. Говоря о сих злочестивых местах, мы хорошо поступим, когда постараемся отразить возражения некоторых известных людей. – Как, говорят они, если я пойду в цирк не во время представлений: то разве должен я бояться, чтобы душа моя не заразилась от того какою-либо скверною? – Места сами по себе не имеют ничего предосудительного. Служитель Божий без всякой опасности может входить не только в те места, где производятся зрелища, но и в самые языческие храмы, когда есть к тому побудительные причины, без всякого однако ж участия в отправлении послуг и прочих принадлежностей сих мест. Впрочем, где и как иначе жить христианам? Улицы, площади, бани, гостиницы, самые дома наши, окружены идолами: сатана и ангелы его заняли весь свет. Но хотя и живем мы в мире, однако ж, не должны оставлять Бога: оставлять же Его значит прилепляться к правилам и удовольствиям мира. Когда вхожу я в Капитолий или в храм Сераписов для того, чтобы там молиться или приносить жертвы: тогда я отрекаюсь от Бога. Когда я иду в цирк или в театр для того именно, чтобы присутствовать на зрелищах: то я изменяю моей религии. Не места сами по себе оскверняют душу нашу, но то, что происходит в сих местах, и что самих их оскверняет, как то мною объяснено. Портят нас вещи поврежденные и испорченные. – Я распространился несколько о том, каким божествам посвящены места сии на тот единственно конец, дабы яснее представить, что вещи, происходящие в них, принадлежат исключительно тем идолам, которым сии места посвящены. Поговорим теперь о том, каким образом представляются игрища в цирке.

Против Гермогена

Глава 31

Впрочем, можно еще ухватиться за то, что, согласно Писанию, Бог создал в начале только небо и землю, а об упомянутых выше формах ничего такого не сказано. А раз об их создании не сказано, они относятся к несозданной материи. Ответим также и на это придирчивое рассуждение. Божественное Писание сказало бы вполне достаточно, если бы познакомило нас только с наивысшими творениями Бога, небом и землей, имеющими, разумеется, и свои собственные устроения (suggestus). Для неба и земли это были, прежде всего, тьма и бездна, Дух и вода. К земле, конечно, относятся бездна и тьма. Ведь если бездна под землей, а тьма над бездной, то, без сомнения, и тьма, и бездна под землей. А под небом находились Дух и вода. Ведь если вода над землей, которую она покрывала, а Дух – над водой, то и Дух, и вода одинаково над землей. А то, что находилось над землей, было, во всяком случае, ниже неба. И как земля – на бездне и тьме, так и небо возлежало на Духе и воде и обнимало их. Ничего нового нет и в том, что называется только содержащее (как сумма всего), а под ним понимается и содержимое (как его часть).

Так, если я скажу: «Город построил театр и цирк; сцена, мол, была такая-то и такая-то, и статуи над каналом, и надо всем возвышался обелиск», – то, если бы я не сказал, что и эти части построены городом, разве не были бы они построены вместе с цирком и театром? Не потому ли я не прибавил, что эти части также построены, что они находились в тех построенных предметах, о которых я сказал выше, и могли быть поняты по тем предметам, в которых они находились?

Но оставим этот пример, как человеческий. Я возьму другой, более значимый, из самого Писания. «Создал, – говорит оно, – Бог человека из... земли и вдунул в лицо его дыхание жизни, и сделался человек душой живою» (Быт 2.7). Здесь Писание называет лицо человека, но не говорит, что оно создано Богом. После этого Писание говорит о коже, костях, плоти, глазах, поте и крови, также не указывая, что все это создано Богом. Что скажет на это Гермоген? Может, и члены человека имеют отношение к матери, так как, будучи сотворены Богом, они не перечисляются поименно? Или они тоже созданы во время творения человека? Равным образом, частями неба и земли были бездна и тьма, Дух и вода. Если созданы части некоего тела, они и подразумеваются при назывании имени тела. Ни один элемент не может не быть частью того элемента, в котором он содержится. А в небе или в земле содержатся все элементы.

Гай Светоний Транквилл

ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ

Книга пятая. Божественный Клавдий.

20. Постройки он создал не столько многочисленные, сколько значительные и необходимые879. Главнейшие из них – водопровод880, начатый Гаем, а затем – водосток из Фуцинского озера и гавань в Остии, хоть он и знал, что первое из этих предприятий было отвергнуто Августом по неотступным просьбам марсов, а второе не раз обдумывалось божественным Юлием, но было оставлено из-за трудностей. По водопроводу Клавдия он провел в город воду из обильных и свежих источников Церулейского, Курциева и Альбудигна, а по новым каменным аркам – из реки Аниена, и распределил ее по множеству пышно украшенных водоемов. (2) За Фуцинское озеро881 он взялся в надежде не только на славу, но и на прибыль, так как были люди, обещавшие взять расходы по осушению на себя, чтобы получить за это осушенные поля. Местами перекопав, местами просверлив гору, он соорудил водосток в три мили длиной за одиннадцать лет, хотя тридцать тысяч работников трудились над ним без перерыва. (3)

Гавань882 в Остии он построил, выведя в море валы слева и справа, а при входе поставив на глубоком месте волнолом: чтобы утвердить его, он затопил на этом месте тот корабль, на котором был из Египта привезен огромный обелиск883, укрепил его множеством свай и на них возвел высочайшую башню по образу александрийского Фароса884, чтобы по ночам на ее огонь держали путь корабли.

Иосиф Флавий

ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ

XIII.6.6.

6. Между тем гарнизон иерусалимской крепости отправил к Трифону просьбу поспешить к ним и выслать съестных припасов. Поэтому он отрядил свою конницу и велел ей достигнуть в течение ночи Иерусалима. Ночью, однако, выпало много снегу, который занес все дороги, сделал их труднопроходимыми для лошадей и не дал Трифону возможности добраться до Иерусалима. Поэтому он отсюда двинулся в Келесирию и затем быстро вторгся в область Галаадскую. Тут он велел казнить и похоронить Ионатана, а сам вернулся в Антиохию. Потом Симон послал в город Баску за останками своего брата и похоронил их на родине, в Модии, причем глубокая печаль охватила весь народ.

При этом случае Симон воздвиг отцу своему и братьям своим огромный памятник из белого отесанного камня. Вышина этого памятника была очень велика, так что он был виден на далекое расстояние; окружен был этот мавзолей портиками и обелисками удивительно искусной работы. Кроме того, он соорудил еще семь пирамид в честь своих родителей и каждого из братьев. Размерами и красотой эти сооружения вызывают вообще удивление.

Они сохранились по сей день. С таким-то рвением позаботился Симон о гробнице Ионатана и надгробных памятниках прочих членов семьи своей. Ионатан умер после четырехлетнего первосвященничества. Он был главою своего рода...834.

VII, 10, 3

3.Авессалом раньше воздвиг в так называемой царской долине, находящейся в расстоянии двух стадий от Иерусалима, мраморную колонну?, которую назвал «собственною своею рукою», говоря, что, даже если все его потомство погибнет, имя его останется все-таки жить в этой колонне.

Детей у него было четверо: трое сыновей и дочь Фамара, о которой мы уже выше упоминали442. Последняя вышла [впоследствии] замуж за внука Давида, Ровоама, и родила ему сына Авию, к которому перешла затем царская власть. Но об этом у нас будет речь впереди, в своем месте. После смерти Авессалома люди его рассеялись в разные стороны и разошлись по домам.

Ср. ниже, VII, 10, 3, где рассказывается, что здесь, в двух стадиях от Иерусалима, был воздвигнут царем пирамидальный мраморный обелиск. (Перев.)

Веллей Патеркул


z-k-istorii-teorii-i-praktiki-socialnoj-pedagogiki.html
z-metodi-obucheniya-metodicheskie-priemi-pedagogicheskie-tehniki-pedagogicheskie-tehnologii.html
    PR.RU™