Язык и стиль диссертации — см. материал по Теме 2.

Магистерская диссертация должна соответствовать следующим требованиям:

· отражение теоретического и исследовательского характера решаемых задач;

· соответствие современному состоянию и перспективам развития научных разработок, методических положений и рекомендаций;

· установление тесной связи цели и задач с решением проблем исследования;

· обладание новизной, практической значимостью и возможностью использования при решении конкретных задач с учетом специфики работы рассматриваемой организации;

· отражение наличия у магистрантов умений самостоятельно и творчески вырабатывать и защищать оригинальные подходы к решению практических задач;

· логичность, доказательность, лаконизм, четкое и достоверное изложение представленных фактов;

· оформление диссертации в соответствии с представленными требованиями.

При выполнении магистерской диссертации решаются следующие задачи:

· обоснование актуальности и научно-практической значимости работы;

· проведение теоретического исследования состояния конкретной проблемы;

· практическая разработка анализа состояния объекта и предмета исследования за выбранный период, определение и изучение факторов, влияющих на их состояние;

· систематизация и закрепление полученных навыков владения современными технологиями и методиками решения практических задач, поставленных в диссертации;

· совершенствование навыков ведения магистрантом самостоятельной исследовательской работы со справочной, специальной литературой;

· разработка предложений по совершенствованию управленческой работы, практики планирования и управления в организации;

· обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование аргументированных выводов и рекомендаций.

В процессе выполнения диссертации магистрант должен показать:

· способность выполнять аналитические расчеты, делать обобщающие выводы, разрабатывать предложения;

· умение аргументированно обосновать актуальность сформулированных выводов и предложений, направленных на совершенствование управленческой деятельности и эффективное функционирование организации;

· умение работать с литературой, правильно цитировать и делать ссылки на различные источники;

· знание современных информационных технологий;

· навыки представления текстового, табличного и графического материала.

(По Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие (курс лекций). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015)



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Прочитайте теоретический материал по теме. Ответьте на следующие вопросы и выполните задания:


1. Какова основная цель выполнения магистерской диссертации?


2. Что служит научной основой магистерской диссертации?

3. Какова функциональная сущность методологического аппарата магистерской диссертации?

4. Каковы критерии научного знания?

5. Дайте определение эмпирического и теоретического знания.

6. Назовите основные средства научно-теоретического исследования.

7. Каковы основные признаки научного метода исследования?

8. Назовите основные требования, которым должна соответствовать магистерская диссертация.

9. Какие основные задачи решаются в ходе выполнения магистерской диссертации.

Задание 2.Составьте краткий реферат текста теоретической части данного раздела. Обратите особое внимание на формальные, композиционные и содержательные критерии, которым должна соответствовать магистерская диссертация.

Список рекомендуемой литературы:

1. Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А. Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3.

2. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

3. Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие (курс лекций). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015.

4. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М. Новиков. – М., 1998.

5. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя /А.М. Новиков. – М, 1996. – 26 с.

6. Правила оформления списка литературы и ссылок к научной работе с краткими правилами библиографического описания. – М., 1988.

7. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования / И.В. Усачева. – М., 1980.



8. Чернявская, В.Е. Интерпретация научного текста: учеб. Пособие / В.Е. Чернявская. — М.: КомКнига, 2005. — 128 с.

ТЕМА 7. ВВЕДЕНИЕ, ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Цель: Формирование знаний о композиционно-семантическом членении введения диссертации, его обязательных компонентах, основных характеристиках выводов к главам и заключения диссертации; формирование навыков формирования текста введения диссертации.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: знания о композиционно-семантическом членении введения диссертации, его обязательных компонентах, основных характеристиках выводов к главам и заключения диссертации; навыки составления текста введения диссертации.

Актуальность темы заключается в том, что магистерская диссертация представляет собой обязательный элемент итоговой аттестации магистранта. Знание основных требований к тексту введения диссертации, его основных характеристик, знание обязательных элементов текста магистерской диссертации будут способствовать ее успешному выполнению.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Введение магистерской диссертации. Логика каждого исследования специфична. Любой исследователь исходит из характера научной проблемы, целей и задач работы, конкретного информационного материала, которым он располагает, уровня ресурсной оснащенности исследования и своих возможностей. Таким образом, введение служит для представления в краткой форме наиболее значимых научных, методологических, теоретических и других параметров магистерской диссертации.

Следует особо обратить внимание, что введение представляет потенциальному читателю диссертацию, это первое, что прочитывается при работе эксперта, рецензента, оппонента. Отсюда следует, что введение должно быть методологически выверено, поскольку от оценки его содержания непосредственным образом зависит оценка диссертации в целом.

Выводы по главам и заключение отражают основные научные результаты исследования, эти элементы также находятся в центре внимания экспертов, рецензентов и оппонентов, поэтому этим элементам текста диссертации следует уделять особое внимание.

Далее представлены определения и описания основных функционально-содержательных элементов введения магистерской диссертации, выводов по главам, заключения.

Проблема научного исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.

Тема.В теме отражается научная проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. При грамотном языковом выражении темы магистерской диссертации в ней отражается объект и предмет исследования.

Выбор темы диссертации имеет большое значение и определяется в начале магистерской подготовки. В теме заложено основное зерно содержания работы. Магистранту предоставляется право либо выбирать тему из перечня, рекомендованного ведущей кафедрой, либо предложить свою с обоснованием целесообразности ее разработки.

Диссертационная работа магистранта должна быть глубоко проработанной, поэтому выбор темы обусловливается задачей. Помощь в определении темы будущей работы могут оказать следующие приемы.

1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки, экономики и техники, имея в виду, что на стыке наук можно найти новые решения.

3. Оценка состояния диагностики проблем и методов их устранения применительно к конкретной отрасли.

4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением не использованных при предшествующих исследованиях фактов.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями журналах, книгах и сети Интернет, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще не изученные в науке.

Актуальность исследованияопределяется в первую очередь тем фактом, что существует некий объект действительности или определенные его атрибуты, которые еще не получили научного описания, объяснения, и потому существует объективная необходимость исследования этого объекта. Это собственно научная актуальность исследования. В то же время актуальность исследования может определяться его прикладной значимостью: к примеру, научное исследование таких явлений, как речевая агрессия, призывы к противозаконным действиям, оскорбление, лингвистическое определение этих понятий непосредственным образом влияют на достоверность и качество судебно-лингвистической экспертизы. Актуальность исследования может также определяться его социальной значимостью: в свое время исследование физической природы электричества привело к научно-технической революции в человеческом сообществе.

Объект исследованияесть целостный фрагмент действительности (физической, мыслимой), на который направлено ваше исследовательское внимание. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации.Формулировка объекта – важный этап научного исследования, поскольку неправильный выбор объекта, неправильное его определение может повлечь за собой грубые методологические ошибки. Объект всегда должен формулироваться в терминах той науки, в рамках которой осуществляется написание работы.

Предмет исследования – это те параметры, качества, характеристики объекта, которые непосредственно подвергаются исследованию. В определенном смысле предмет исследования есть предикат объекта. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте.

Из предмета исследования вытекают цель и задачиисследования.

Цельформулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.Цель есть то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над магистерской диссертацией. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего магистерского изыскания.

Формулировка цели исследования начинается с глагола – изучить, исследовать, выявить, установить, разработать и пр. Например, «разработать модель», «обосновать…» «охарактеризовать …», «раскрыть особенности…», «проанализировать и обобщить опыт… определить его значение для развития …», «выявить возможности применения… опыта в отечественной… науке» и пр.

Неточность формулировки цели исследования возникает тогда, когда определение научного результата (что должно быть основным итогом любой диссертации) магистранты подменяют целями практическими, т.е. когда научная цель подменяется практической. Например, «повышение эффективности процесса управления….», «совершенствование качества управления…» и т.п. - это не цели магистерской диссертации. Научные результаты в дальнейшем, конечно, при определенных условиях (внедрение в производство) могут стать основой для «повышения эффективности процесса…» и «совершенствования качества…», но их нельзя ставить как цель магистерской диссертации. И даже такая формулировка, как «разработать научно обоснованные рекомендации», может выступать только как сопутствующая, вспомогательная, но не как основная цель исследования, а скорее всего как одна из задач, способствующая повышению практической значимости диссертационной работы.

Цель исследования логически определяет его задачи, которые представляют этапы реализации цели и проверки гипотезы. Формулировка задач начинается с глагола, например: 1) изучить..., 2) выявить…, 3) разработать…, 4) проверить… и т.д.

В задачах должны быть зафиксированы этапы работы над теоретической и эмпирической частью диссертации. Перечисление задач может определяться как временной последовательностью их выполнения, так и логической последовательностью, определяющейся внутренней логикой исследовательского процесса. Формулировки задач должны быть точными, поскольку описание их решения составляет содержание глав диссертационной работы. Формулировки задач определяют названия глав и параграфов работы. Все задачи, заявленные в работе, должны быть решены, по результатам решения задач необходимо сформулировать выводы.

Формулировка гипотезы.Гипотеза есть научное предположение, основанное на совокупности исходных научных данных и подлежащее подтверждению результатами научного исследования.Формулируя гипотезу, важно принимать во внимание следующие функциональные признаки гипотезы:

а) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит исследователя от проблемы);

б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

в) проверяемость.

При построении гипотезы следует иметь в виду следующее обстоятельство – гипотеза может не подтвердиться. Для науки отрицательный результат не менее важен, нежели положительный. В этом случае необходимо построить многоаспектную гипотезу, охватывающую разные стороны изучаемого явления (процесса, феномена). В этом случае в выводах будет сказано, какие положения гипотезы нашли свое подтверждение и по каким причинам, и какие положения гипотезы ошибочны и соответственно не должны повторяться в последующих исследованиях. Таким образом, выявлять отрицательные результаты необходимо, поскольку это научный долг исследователя.

Гипотезы бывают:

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);

б) объяснительные (вскрывающие причины его);

в) описательно-объяснительные.

К научной гипотезе предъявляются следующие требования:

– гипотеза не должна включать в себя слишком много положений; включается, как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости;

– в гипотезу нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

– при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

– требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической обработки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю). Например, при изучении структуры деятельности специалиста в какой-либо сфере нас интересует зависимость этой структуры от уровня образования, рабочего стажа, возраста, уровня профессиональной квалификации. Нулевая гипотеза состоит из допущения, что такой зависимости не существует.

Положения, выносимые на защиту, есть не что иное, как представленные в виде отдельных тезисов результаты исследования, составляющие его научную новизну и подлежащие доказательству в ходе защиты диссертации. При этом доказательства обоснованности положений на защиту должны содержаться в тексте диссертации, который отображает весь ход научного исследования. Поскольку положения на защиту представляют собой описание и объяснение еще не изученных фрагментов мира, они должны быть сформулированы в виде утвердительных высказываний, отражающих логико-смысловые связи и отношения, установленные в ходе научных изысканий. Количество положений на защиту определяется количеством установленных в ходе исследования научных фактов.

Особое место в оформлении введения диссертации принадлежит формулировке научной новизны проделанной работы, поскольку данный признак дает исследователю право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов, и на него могут претендовать оригинальные темы, ранее не исследовавшиеся в той или иной науке. При формулировке научной новизны исследования следует указывать собственно научный результат, что подчеркивается путем употребления соответствующих выражений типа в ходе исследования установлено..., выявлено..., определено... Формулировка научной новизны диссертационной работы не должна включать описания осуществленных автором исследовательских действий (исследовано, изучены, проведен эксперимент, осуществлены измерения и т.п.).

Теоретическая значимость - это методологическая характеристика исследования, описывающая значение полученных результатов для науки. В формулировке теоретической значимости указывается направление, отрасль, раздел, которые обогатил своими новыми результатами исследователь. При этом необходимо учитывать уровень вклада в науку или отрасль, концептуальность и доказательность, перспективность. Например, результаты исследования: дополняют, развивают, вносят новые элементы в существующие концепции, идеи, подходы (указать какие именно); уточняют и конкретизирую отдельные теоретические положения в той или иной отрасли (указать какой/каких); открываются перспективы (какие указать) для осуществления прикладных работ в данной области, для решения отдельных, частных вопросов в пределах данной области, темы, проблемы. Теоретическую значимость составляют также разработанные и использованные автором методики исследования, модели комплексного описания.

Практическая значимость работы может заключаться в наличии научно обоснованной и апробированной в ходе эмпирического исследования системы методов и средств совершенствования практической деятельности; научном обосновании новых и развитии действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности; обосновании способов совершенствования условий и эффективности труда, фондов и ресурсов и других факторов, определяющих работу организации; использовании полученных данных в процессе подготовки специалистов.

Раздел введениятеоретические основаниявключает перечень основных теоретических направлений, в русле которых выполнялось диссертационное исследование, а также указание имен наиболее авторитетных ученых, работавших в этих направлениях, чьи теоретические и практические разработки использовались при написании диссертации.

Раздел апробация включает перечень конференций, на которых были представлены основные положения диссертации, а также наиболее значимых публикаций по результатам исследования.

Методика– это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.

Невозможно сразу составить программу исследования и методику:

во-первых, без уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;

во-вторых, без соотнесения методов исследования с разными проявлениями исследуемого явления.

Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные результаты и выводы.

В ходе исследования составляется программа, в которой должно быть отражено:

– какое явление исследуется;

– по каким показателям;

– какие критерии исследования применяются;

– какие методы исследования используются;

– порядок и регламентация применения исследователем тех или иных методов.

Таким образом, методика – это своего рода модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается исследователем для каждого этапа исследования. При выборе методики учитывается множество факторов и, прежде всего, предмет, цель, задачи исследования. Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру специфических компонентов.

Основные компоненты методики исследования:

– теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;

– исследуемые явления, процессы, признаки, параметры, факторы;

– субординационные и координационные связи и зависимости между ними;

– совокупность применяемых методов, их субординация и координация;

– порядок и регламентация применения методов и методологических приемов;

– последовательность и техника обобщения результатов исследования;

– состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла.

Реализация методики исследования позволяет получить теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи. Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:

– быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

– вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

При формулировании выводов по главам магистерской диссертации исследователю очень важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:

1) своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы;

2) непомерно широкого обобщения полученных результатов, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы.

Заключение магистерской диссертации должно включать в первую очередь четко сформулированные результаты исследования. При этом, как говорилось выше, рекомендуется применять предикаты, называющие исследовательские действия автора работы: в ходе исследования установлено, определено, выявлено, выполнена классификация и т. п., после такого ввода следует описание собственно научного результата исследования.

Заключение открывается, как правило наиболее общими выводами, далее следуют конкретные результаты исследования. Уместным для заключения будет соотнесение результатов исследования с уже существующими концепциями и теориями, описание того, каким образом результаты исследования дополняют научную картину мира. Завершается заключение диссертации изложением перспектив исследования.

Текстовое оформление материалов исследования является неотъемлемой частью научного исследования. Вычленить из собранных материалов и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – это главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе текстового оформления результатов и научных материалов.

В работе по оформлению магистерской диссертации следует придерживаться общих правил:

– название и содержание глав, а также разделов должно соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки, содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание разделов – главу в целом;

– первоначально, изучив материал для написания очередного раздела (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логику всей работы, затем провести уточнение, «шлифовку» отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;

– сразу уточнять, проверять оформление ссылок, составлять справочный аппарат и список литературных источников (библиографических ссылок);

– избегать наукообразности, игры в эрудицию, поскольку приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя для окружающих, делают изложение сложным, поэтому стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

– учесть и отметить все, что сделано предшественниками, коллегами в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой конкретный вклад в научные изыскания.

(По Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие (курс лекций). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Прочитайте теоретический материал по теме. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какова функция введения магистерской диссертации?

2. Каковы обязательные функционально-содержательные элементы введения магистерской диссертации?

3. Чем определяется актуальность магистерского исследования?

4. Сформулируйте, что есть объект исследования.

5. Сформулируйте, что есть предмет исследования.

6. Как определяется цель исследования? Каким требованиям должна отвечать формулировка цели исследования во введении магистерской диссертации?

7. Как формулируются задачи исследования?

8. Что есть гипотеза научного исследования? Каковы функциональные признаки гипотезы?

9. Каковы основные требования, предъявляемые к гипотезе научного исследования?

10. Каковы основные требования, предъявляемые к формулировкам положений, выносимых на защиту, научной новизны, теоретической и практической значимости исследования?

11. Каковы основные основные компоненты методики исследования?

Задание 2. Внимательно изучите материал, представленный в Приложении 5. Сопоставьте название диссертации с формулировкой объекта и предмета исследования. Определите, какие словосочетания в формулировке темы исследования (названии) соответствуют объекту исследования, какие — предмету.

Задание 3.Сопоставьте название диссертации, объект и предмет исследования с оглавлением. Определите, какие пункты оглавления содержат языковые выражения, соответствующие предмету и объекту исследования.

Задание 4. Сопоставьте актуальность исследования с его задачами. Найдите логически связанные между собой языковые выражения в формулировке задач исследования и в актуальности исследования.

Задание 5.Сопоставьте задачи исследования, сформулированные во введении диссертации, с оглавлением. Определите по каждой задаче соответствующий пункт оглавления.

Задание 6. Сопоставьте задачи исследования, сформулированные во введении диссертации, с заключением диссертации. Определите по каждой задаче соответствующий пункт заключения.

Задание 7.Сопоставьте объект и предмет исследования с задачами исследования. Найдите в задачах исследования языковые выражения, соответствующие объекту и предмету исследования.

Задание 8. Сопоставьте научную новизну исследования с его актуальностью, как она сформулирована во введении. Выявите в формулировке научной новизны исследования языковые выражения, которые отвечают его актуальности.

Список рекомендуемой литературы:

1. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление / Под ред. НН.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2005. – 185 с.

2. Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие (курс лекций). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015.

3. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. – М.: Ось-89, 2008. – 448 с. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. – Москва, 2004.

4. Баскаков А.Я. Туленков Н.В. Методология научного исследования. – Киев, 2004.

5. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – Санкт-Петербург, 2004.

6. Библиографическое описание электронных ресурсов. Методические рекомендации. – Москва, 2001.

7. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. – Москва, 2004.

8. Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований. – Минск, 2001.

9. Майданов А.С. Методология научного творчества. – Москва, 2008.

10. Манаков Н.А. Москальчук Г.Г. Ваша первая научная работа. Методические указания. – Оренбург, 2006.

11. Папковская П.Я. Методология научных исследований. – Минск, 2002.

12. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – Москва, 1974.

13. Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Учебное пособие. – Челябинск, 2002.

14. Силина Т.П. Как правильно написать, оформить и защитить исследовательскую работу или ученический проект. – Хабаровск, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мишвелов Е. Г. [Mishvelov E.G. ],

Гранкина А. А. [Grankina A.А.]


yaziki-dar-dlya-lichnoj-molitvi.html
yaziki-kak-znamenie-dlya-neveruyushih.html
    PR.RU™